✍ Моя страница ВКонтакте | ✉ elib@studresearsh.ru | ☎ +79272083588 | Написать Viber | WhatsApp | Telegram
АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОНЛАЙН
помогу найти финансовую отчетность компании, составить сводные таблицы, диаграммы и описать анализ деятельности предприятия на примере
Эксперимент носит констатирующий характер и имеет два этапа:
I этап – определение уровня увлеченности компьютером у младших школьников;
II этап – анализ характера детско-родительских отношений у детей с разным уровнем увлеченности компьютером.
С целью изучения характера детско-родительских отношений и его влияния на возникновение компьютерной зависимости у детей, мы разделили участников исследования на 2 группы. В 1 группу вошли дети с умеренным и незначительным уровнем увлеченности компьютером (16 человек), а во вторую – с высоким уровнем (4 человека).
Было обследовано 20 семей, из них - 20 родителей и 20 детей. При анализе результатов, полученных по методике И.Л. Матасовой, были выявлены показатели увлеченности компьютером младших школьников (см. таблицу 1).
Таблица 1. Показатели увлеченности компьютером младших школьников
Уровень увлеченности |
кол-во чел. |
% |
Незначительный |
2 |
10 |
Умеренный |
14 |
70 |
Высокий |
4 |
20 |
Риск возникновения зависимости |
0 |
0 |
На рисунке 1 представлено количественное соотношение младших школьников с разными уровнями увлеченности компьютером.
Рисунок 1. Показатели увлеченности компьютером младших школьников
Тест на определение компьютерной зависимости дал следующие результаты: 10% детей имеют незначительный уровень увлеченности компьютером, 70% детей имеют умеренный уровень, а 20% детей – высокий уровень увлеченности компьютером.
С целью изучения характера детско-родительских отношений и его влияния на возникновение компьютерной зависимости у детей, мы разделили участников исследования на 2 группы. В 1 группу вошли дети с умеренным и незначительным уровнем увлеченности компьютером (16 человек), а во вторую – с высоким уровнем (4 человека).
Рассмотрим результаты исследований по «Методике диагностики родительского отношения» Варга, Столина в группах с разным уровнем увлеченности компьютером (таблица 2).
Таблица 2. Показатели родительского отношения по методике Варга, Столина.
Тип родительского |
1 группа |
2 группа |
||
количество |
% |
количество |
% |
|
Отвержение |
0 |
0 |
2 |
50 |
Социально- |
11 |
69 |
2 |
50 |
Симбиоз |
7 |
44 |
1 |
25 |
Гиперсоциализация |
6 |
38 |
1 |
25 |
Инфантилизация |
4 |
25 |
3 |
75 |
Результаты проведенного исследования по методике диагностики родительского отношения показали, что во 2 группе родителей особое внимание привлекает шкала «Отвержение»(50% имеют высокие баллы). Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Данная шкала в 1 группе не обнаружена.
В 1 группе родителей максимальные величины имела шкала «Социально-желательный образ» (69%), которая означает кооперацию как тип родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
По шкале «Симбиоз» в 1 группе у 44% отмечались высокие баллы, а во 2 группе – у 25%. Шкала «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» в 1 группе у 38% отмечались высокие баллы, а во 2 группе – у 25%. Данная шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Во 2 группе родителей максимальные величины имела шкала «Маленький неудачник» (75%), которая отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Рисунок 3. Показатели родительского отношения по методике Варга, Столина (%).
Таким образом, максимальные различия по типу родительского отношения в 1 и во 2 группе отмечались по шкале «Отвержение» и «Маленький неудачник». Можно сделать вывод о том, что именно эти типы детско–родительских отношений оказывают влияние на возникновение компьютерной зависимости.
В начале исследования мы предполагали, что результатом исследования должна получиться взаимосвязь между характером детско-родительских отношений и предрасположенностью к компьютерной зависимости.
С помощью программы SPSS методом корреляционного анализа Спирмена были выявлены корреляционные взаимосвязи показателей родительского отношения к ребенку и его предрасположенности к компьютерной зависимости.
Корреляционный анализ данных, полученных по методике ОРО и опросника на определение уровня увлеченности компьютером, выявил следующие результаты:
1. Установлена корреляционная связь между отвержением ребенка и возникновением компьютерной зависимости с коэффициентом корреляции R=0,566*, при уровне достоверности . Это означает, чем больше родители относятся к ребенку с отвержением, тем больше вероятность возникновения компьютерной зависимости у ребенка.
2. Выявлена значимая корреляционная связь между инфантилизацией («маленький неудачник») и возникновением компьютерной зависимости с коэффициентом корреляции R=0,665**, при уровне достоверности . Это означает, чем больше родители относятся к ребенку как к маленькому неудачнику, тем больше вероятность возникновения компьютерной зависимости у ребенка.
3. Определена корреляционная связь между отвержением ребенка и инфантилизацией с коэффициентом корреляции R=0,524* при уровне достоверности . Это означает, чем больше родители отвергают ребенка, тем больше они относятся к ребенку как к маленькому неудачнику.
4. Выявлена значимая корреляционная связь между авторитарной гиперсоциализацией и инфантилизацией с коэффициентом корреляции R=0,594** при уровне достоверности . Это означает, чем больше родители применяют авторитарный стиль воспитания ребенка, тем больше они относятся к ребенку как к маленькому неудачнику.
Таким образом, выявленные взаимосвязи подтверждают влияние детско-родительских отношений на возникновение компьютерной зависимости у детей. Гипотеза доказана.
Экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на возникновение компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста показало следующие результаты:
© Анализ предприятия онлайн, 2009-2024
Индивидуальный предприниматель Семенов Андрей Геннадьевич
ОГРНИП 309631203300034
✔ Положение об обработке персональных данных
✔ Согласие на обработку персональных данных