✍ Моя страница ВКонтакте | ✉ elib@studresearsh.ru | ☎ +79272083588 | Написать Viber | WhatsApp | Telegram
АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОНЛАЙН
помогу найти финансовую отчетность компании, составить сводные таблицы, диаграммы и описать анализ деятельности предприятия на примере
В соответствии с данными формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» АО «АТП» себестоимость проданной продукции, товаров и услуг в 2019 году составила 64264 тыс. руб., что больше 2018 года на 21,4%. При этом следует отметить высокий рост управленческих расходов на 5,5% и прочих расходов на 61,9%.
Для анализа затрат грузоперевозок АО «АТП» по экономическим элементам на основе данных формы № 5 составим таблицу 1.
Таблица 1
Анализ затрат АО «АТП» по экономическим элементам в 2018-2019 гг.
Элементы затрат |
2018 г. |
2019 г. |
||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Материальные затраты |
21677 |
34,1 |
26793 |
34,0 |
Затраты на оплату труда |
24526 |
38,8 |
27363 |
34,7 |
Отчисления на социальные нужды |
5858 |
13,6 |
6481 |
8,2 |
Амортизация |
3159 |
5,0 |
3451 |
4,4 |
Прочие затраты |
8072 |
8,5 |
14710 |
18,7 |
Итого по элементам затрат |
63293 |
100,0 |
78798 |
100,0 |
Структура по элементам затрат АО «АТП» несколько изменилась, поэтому следует определить динамику изменения доли каждого элемента в затратах (рис. 1 и табл. 2).
Рис. 1. Динамика структуры затрат АО «АТП» по экономическим элементам в 2018-2019 гг., %
Как видно по данным рисунка 1, в 2019 году произошло снижение материальных затрат, затрат на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизации, но при этом отмечается высокий рост прочих затрат.
Таблица 2
Динамика структуры затрат АО «АТП» по экономическим элементам в 2018-2019 гг., %
Элементы затрат |
2018 г. |
2019 г. |
Изменение структуры, +/-, % |
А |
1 |
2 |
3 = 2 - 1 |
Материальные затраты |
34,1 |
34,0 |
-0,1 |
Затраты на оплату труда |
38,8 |
34,7 |
-4,1 |
Отчисления на социальные нужды |
13,6 |
8,2 |
-5,4 |
Амортизация |
5,0 |
4,4 |
-0,6 |
Прочие затраты |
8,5 |
18,7 |
10,2 |
Итого по элементам затрат |
100,0 |
100,0 |
0 |
Так, доля материальных затрат АО «АТП» в 2019 году снизилась незначительно – на 0,1%, затраты на оплату труда снизились на 4,1%, отчисления на социальные нужды – на 5,4%, амортизация – на 0,6%. При этом прочие затраты выросли на 10,2% по сравнению с из долей в 2018 году.
Следует так же рассмотреть абсолютно изменение затрат АО «АТП» в 2019 году, по сравнению с 2018 годом.
Таблица 3
Изменение затрат АО «АТП» по экономическим элементам в 2018-2019 гг.
Элементы затрат |
2018 г. |
2019 г. |
Изменение, +/-, тыс. руб. |
Изменение, +/-, % |
А |
1 |
2 |
3 = 2 - 1 |
4 = 2 / 1 * 100 - 100 |
Материальные затраты |
21677 |
26793 |
5116 |
23,6 |
Затраты на оплату труда |
24526 |
27363 |
2837 |
11,6 |
Отчисления на социальные нужды |
5858 |
6481 |
623 |
10,6 |
Амортизация |
3159 |
3451 |
292 |
9,2 |
Прочие затраты |
8072 |
14710 |
6638 |
82,2 |
Итого по элементам затрат |
63293 |
78798 |
15505 |
24,5 |
В 2019 году рост затрат составил 24,5% (15505 тыс. руб.) При этом следует отметить рост затрат на оплату труда на 11,6% (2837 тыс. руб.), отчисления на социальные нужды на 10,6% (623 тыс. руб.), амортизации на 9,2% (292 тыс. руб.), прочих затрат на 82,2% (6638 тыс. руб.).
Структура прочих расходов в 2019 году имеет следующий вид (табл. 4).
Таблица 4
Структура прочих расходов АО «АТП» в 2019 г.
Показатель |
тыс. руб. |
%, от итога прочих расходов |
Услуги банка |
265 |
18,5 |
Налог на землю |
192 |
13,4 |
Стоимость реализованных материалов |
1 |
0,1 |
Списана безнадежная дебиторская задолженность |
115 |
8,0 |
Стоимость металлолома |
8 |
0,6 |
Госпошлина |
42 |
2,9 |
Благотворительность |
26 |
1,8 |
Выплата вознаграждения женщинам к 8 Марта |
11 |
0,8 |
Новогодние подарки |
66 |
4,6 |
Остаточная стоимость списанных ОС |
60 |
4,2 |
Выплаты к юбилейным датам работников |
77 |
5,4 |
Расходы на проведение профессионального праздника |
52 |
3,6 |
Выплаты за выполнение особо важных заданий |
184 |
12,9 |
Металлолом |
8 |
0,6 |
Компенсация на питание |
0 |
0,0 |
Расходы на погребение |
10 |
0,7 |
Прочая матпомощь |
200 |
14,0 |
По итогам соцсоревнований |
18 |
1,3 |
Прочие расходы (поздравительные адреса, себестоимость излишков материалов, за загрязнение окр. среды за прошлые периоды и др.) |
96 |
6,7 |
Итого прочих расходов |
1431 |
100,0 |
Следует отметить, что большую долю в прочих затратах АО «АТП» в 2019 г. занимают: услуги банка (18,5%), прочая матпомощь (14,0%), налог на землю (13,4%), выплаты за выполнение особо важных заданий (12,9%).
Таким образом, в 2019 году АО «АТП» получило затраты существенно большие, чем в 2018 году, что связано прежде всего со снижением хозяйственной активности, а также с увеличением управленческих и внереализационных расходов.
АО «АТП» осуществляет как пассажирские перевозки, так и грузовые перевозки, а так же предоставляет услуги спецтранспорта.
В 2018 году АО «АТП» по всем видам транспорта осуществило 17696,2 км пробега, а в 2019 году 13106,4 км.
В 2018 году средние затраты на перевозку за 1 км составили:
63293 / 17696,2 = 3,6 тыс. руб. за 1 кмВ 2019 году средние затраты на перевозку за 1 км составили:
78798 / 13106,4 = 6,0 тыс. руб. за 1 км
Таким образом, затратоемкость перевозок АО «АТП» в 2019 году по сравнению с 2018 годом выросла на 40%.
Уровень затрат на 1 рубль выручки составил:
в 2018 году:
63293 / 78306 = 0,81 руб.
в 2018 году:
78798 / 63632 = 1,24 руб.,
что отражает вышеуказанную тенденцию по росту затратоемкости перевозок АО «АТП» в 2019 году.
Рассмотрим распределение затрат по статьям затрат – видам осуществления транспортных услуг (табл. 5). Состав автотракторной техники АО «АТП» представлен в Приложении 3.
Таблица 5
Распределение затрата по видам перевозок АО «АТП» в 2018-2019 гг.
Статьи затрат |
2018 г. |
2019 г. |
||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Пассажирские перевозки |
7279 |
11,5 |
9377 |
11,9 |
Грузовые перевозки |
41394 |
65,4 |
55316 |
70,2 |
Предоставление дорожно-строительных услуг |
7215 |
11,4 |
6461 |
8,2 |
Перевозки легковым автотранспортом |
3291 |
5,2 |
3388 |
4,3 |
Предоставление услуг специальным транспортом |
4114 |
6,5 |
4256 |
5,4 |
Итого по статьям затрат |
63293 |
100,0 |
78798 |
100,0 |
Структура по элементам затрат АО «АТП» несколько изменилась, поэтому следует определить динамику изменения доли каждого элемента в затратах (рис. 2 и табл. 6).
Рис. 2. Динамика структуры затрат АО «АТП» по статьям в 2018-2019 гг., %
Как видно по данным рисунка 2, в 2019 году в АО «АТП» произошло увеличение доли затрат по пассажирским и грузовым перевозкам.
Таблица 6
Динамика структуры затрат АО «АТП» по статьям в 2018-2019 гг., %
Элементы затрат |
2018 г. |
2019 г. |
Изменение структуры, +/-, % |
А |
1 |
2 |
3 = 2 - 1 |
Пассажирские перевозки |
11,5 |
11,9 |
0,4 |
Грузовые перевозки |
65,4 |
70,2 |
4,8 |
Предоставление дорожно-строительных услуг |
11,4 |
8,2 |
-3,2 |
Перевозки легковым автотранспортом |
5,2 |
4,3 |
-0,9 |
Предоставление услуг специальным транспортом |
6,5 |
5,4 |
-1,1 |
Итого по статьям затрат |
100,0 |
100,0 |
0 |
Таким образом, по пассажирским перевозкам прирост затрат в структуре затрат составил 0,4%, по грузовым перевозкам – 4,8%, а по предоставлению дорожно-строительных услуг произошло снижение на 3,2%, по перевозкам на легковом автотранспорте – 0,9%, предоставлению услуг специальным транспортом – 1,1%.
Следует так же рассмотреть абсолютно изменение затрат АО «АТП» по статьям в 2019 году, по сравнению с 2018 годом.
На основе данных таблицы 7, следует отметить, что в 2019 году произошел существенный рост затрат на пассажирские (28,8%) и грузовые перевозки (33,6%), незначительно выросли затраты на перевозки легковым автотранспортом – 2,9% и по предоставлению услуг специальным транспортом – 3,5%.
Таблица 7
Изменение затрат АО «АТП» по статьям в 2018-2019 гг.
Элементы затрат |
2018 г. |
2019 г. |
Изменение, +/-, тыс. руб. |
Изменение, +/-, % |
А |
1 |
2 |
3 = 2 - 1 |
4 = 2 / 1 * 100 - 100 |
Пассажирские перевозки |
7279 |
9377 |
2098 |
28,8 |
Грузовые перевозки |
41394 |
55316 |
13922 |
33,6 |
Предоставление дорожно-строительных услуг |
7215 |
6461 |
-754 |
-10,5 |
Перевозки легковым автотранспортом |
3291 |
3388 |
97 |
2,9 |
Предоставление услуг специальным транспортом |
4114 |
4256 |
142 |
3,5 |
Итого по статьям затрат |
63293 |
78798 |
15505 |
24,5 |
Таким образом, структура затрат АО «АТП» в 2019 году несколько изменилась в сторону увеличения затрат на пассажирские и грузовые перевозки.
Себестоимость перевозок составляет основу тарифов на услуги транспорта. Поэтому ее снижение обеспечивает улучшение финансового состояния АТП. Кроме того, на грузовом автотранспорте появляется возможность понижения уровня тарифов и условий для снижения себестоимости продукции других отраслей экономики и для расширения сферы их обслуживания транспортом.
Себестоимость в каждом отдельном АТП определяется условиями труда, степенью технической вооруженности, уровнем производительности труда, организацией производства и управления им, условиями снабжения и сбыта, степенью использования оборотных фондов, уровнем цен, установленных на средства производства, и т.д.
Общими путями снижения себестоимости перевозок грузов и пассажиров на автотранспорте являются:
1) повышение производительности труда;
2) повышение качественных показателей использования подвижного состава;
3) снижение технико-экономических норм;
4) экономия материальных и денежных ресурсов;
5) сокращение административно-хозяйственных расходов.
Рост производительности труда, улучшение технико-эксплуатационных показателей, экономия материалов являются факторами, зависящими от работы АТП.
Независящими от работы АТП, но оказывающими влияние на себестоимость перевозок являются следующие факторы: тип подвижного состава; уровень цен на топливо, запасные части и другие материалы; дорожные условия; вид перевозок (грузовые, пассажирские).
Рост производительности труда позволяет сокращать общественно необходимый труд для производства единицы продукции. За счет увеличения производительности труда представляется возможным выполнить тот же объем транспортной работы с меньшим числом водителей и других категорий работающих на АТП. Уровень производительности труда определяется производительностью труда водителей, составляющих около 60-65%, и ремонтных рабочих, на долю которых проходится около 20-25% численности работающих. Таким образом, рациональное использование этих двух категорий рабочих, составляющих 80-90% от общей численности работающих, имеет решающее значение в росте производительности труда. В этих условиях сокращение численности обслуживающего персонала и ИТР и повышение удельного веса работников, непосредственно занятых в производственном процессе, увеличивают производительность труда.
Рост производительности труда водителей тесно связан с ростом производительности подвижного состава.
На уровень производительности подвижного состава и себестоимости перевозок существенное влияние оказывают технико-эксплуатационные показатели. По характеру влияния они делятся на две группы.
В первую группу входят грузоподъемность автомобилей, коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега. С увеличением показателей этой группы производительность подвижного состава повышается без увеличения, а часто и при снижении пробега. Поэтому себестоимость перевозок в расчете на единицу транспортной работы снижается как по группе постоянных, так и по группе переменных затрат.
Во вторую группу входят время пребывания автомобилей в наряде за сутки, время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями, техническая скорость, коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска (использования) автопарка. С улучшением показателей данной группы производительность подвижного состава растет при соответствующем увеличении пробега, а значит, и переменных расходов. Сумма накладных расходов остается постоянной. Хотя переменные расходы увеличиваются, однако в целом себестоимость перевозок снижается, потому что рост производительности подвижного состава происходит в большей степени, чем общая сумма расходов.
Произведем расчеты по выявлению резервов снижения затрат АО «АТП» в 2010 году.
По первой группе факторов по техническим и эксплуатационным нормам в АО «АТП» возможно увеличение грузоподъемности на 25% при этом увеличение затрат произойдет на 9%, а также увеличение пробега каждого автомобиля в среднем на 15%, что приведет к увеличению затрат на 11%.
Таким образом, за счет увеличения грузоподъемности и пробега возможно снижение затрат на:
25 – 9 + 15 – 11 = 16 + 4 = 20%.
По второй группе возможно увеличение коэффициента технического готовности и коэффициента выпуска автопарка, что повлечет за собой увеличение технической исправности автопарка на 30%, при этом увеличение затрат составит 17%.
Таким образом, за счет увеличения коэффициента технического готовности и коэффициента выпуска автопарка возможно снижение затрат на:
30 – 17 = 13%.
В целом за счет снижения затрат по указанным факторам возможно снижение затрат на 33% (20 + 13), что очень положительно скажется на прибыли АО «АТП». Так по показателям 2019 года снижение затрат возможно в размере 78798 х 33% = 26003 руб.
© Анализ предприятия онлайн, 2009-2024
Индивидуальный предприниматель Семенов Андрей Геннадьевич
ОГРНИП 309631203300034
✔ Положение об обработке персональных данных
✔ Согласие на обработку персональных данных