✍ Моя страница ВКонтакте | ✉ elib@studresearsh.ru | ☎ +79272083588 | Написать Viber | WhatsApp | Telegram
АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОНЛАЙН
помогу найти финансовую отчетность компании, составить сводные таблицы, диаграммы и описать анализ деятельности предприятия на примере
ООО «Диджитал» самостоятельно занимаются организацией перевозок комплектующих для производства своей продукции. Схематически процесс поставки ТМЦ в ООО «Диджитал» представлен на рис. 4.
Рисунок 4 – Организация логистических процессов по поставке ТМЦ в ООО «Диджитал»
Экономический отдел ООО «Диджитал» производит расчет и помесячное планирование сборки продукции. На основании плана производства отдел материально-технического снабжения и комплектации (ОМТС) планирует годовой объем поставок материалов и комплектующих в зависимости от модификации производимого электротехнического оборудования и заключает с поставщиком годовую спецификацию на поставку. Согласно спецификации, ОМТС составляет график отгрузки и предварительных оплат за продукцию. Служба маркетинга ООО «Диджитал» осуществляет поиск, заключает договор поставки и организацию перевозки.
В установленный графиком день транспорт становится на погрузку у поставщика. После проверки произведенной оплаты происходит загрузка автомобиля, оформляется пакет документов, и машина перевозит товары, материалы и комплектующие на склад ООО «Диджитал». После приемки на складе кладовщик получает комплект документов для оприходования ТМЦ, после чего они размещаются на складе, а документы сдаются в бухгалтерию. В связи с тем, что поставка ТМЦ осуществляется в оборотной таре, в обратный рейс в автомобиль загружают деревянные подставки, на которые со стороны ООО «Диджитал» в Отделе бухгалтерского учета и отчетности оформляется необходимый пакет документов (этот рейс также оплачивает ООО «Диджитал»).
Для оценки эффективности логистических процессов на складе ООО «Диджитал» необходимо провести анализ движения запасов на складе. Динамику изменения запасов предприятия в 2017-2019 гг. приведем в табл. 9.
Таблица 9 – Динамика запасов ООО «Диджитал» на складе за 2017-2019 гг., тыс. руб.
Наименование |
2017 г. |
2018 г. |
Абс. прирост, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
2019 г. |
Абс. прирост, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
Материалы |
3683 |
1934 |
-1749 |
-47,5 |
8961 |
7027 |
363,3 |
Товары |
2018 |
14965 |
12947 |
641,6 |
7335 |
-7630 |
-51,0 |
Готовая продукция |
10500 |
10921 |
421 |
4,0 |
8983 |
-1938 |
-17,7 |
Основное производство |
228 |
152 |
-76 |
-33,3 |
5924 |
5772 |
3797,4 |
Запасы всего |
16429 |
27972 |
11543 |
70,3 |
31203 |
3231 |
11,6 |
На основе полученных данных следует отметить, что прирост по запасам в целом в ООО «Диджитал» в 2018 г. составил 70,3%, а в 2019 г. лишь 11,6%.
В 2018 г. прирост запасов произошел в основном за счет прироста товаров почти в 6,5 раз, при этом материалы показали снижение уровня на 47,5%, а запасы основного производства на 33,3%, прирост готовой продукции составил лишь 4%. В 2019 г. основной прирост запасов пришелся на запасы основного производства (почти в 38 раз) и материалы (в 3,6 раза). Тенденция роста указанных позиции запасов компенсировалась снижением запаса товаров (-51,0%) и готовой продукции (-17,7%).
На рис. 5 приведем структуру запасов ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг.
Рисунок 5 - Структура запасов ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., %
На основе данных рис. 5 следует отметить, что наибольший удельный вес в 2017 г. составляет готовая продукция (63,9%). К 2018 г. ее удельный вес снижается до 39,0%, а в 2019 г. до 28,8%. Данная тенденция связана в первую очередь с повышением эффективности хозяйственной деятельности ООО «Диджитал». После затоваривания складов в 2017 г. руководство вышло на новых потребителей своей продукции и к 2019 г. реализовало излишки продукции, хранящейся на складе, а так же пересмотрело структуру производства, что позволило производить действительно пользующуюся спросом продукцию и не затоваривать склады.
В 2017 г. ООО «Диджитал» из-за расторжения договоров с несколькими крупными потребителями для реализации было подготовлено только 12,3% запасов, в 2018 г., после эффективной работы маркетинговых подразделений и заключении новых договоров, в структуре запасов товары составляли уже 53,5%, что позволило предприятию реализовать продукцию, оставшуюся с 2017 г. В 2019 г. производство стабилизировалось и вышло на объем, соответствующий спросу, поэтому доля товаров в запасах предприятия составила 23,5%.
В соответствии с потребностями производство ООО «Диджитал» закупало материалы, которые в 2017 г. составили 22,4% всех запасов, в 2018 г. – 6,9%, а в 2019 г., в результате выхода на прежние производственные мощности – 28,7%.
Так как в 2017 г. производство ООО «Диджитал» было вынужденно свернуто, запасы в основном производстве составляли 1,4% и 0,5% соответственно, а в 2019 г., материалы в производстве составили 19%.
Проведем анализ запасов ООО «Диджитал» с помощью показателей и коэффициентного анализа.
1. В соответствии с формулами (1) и (2) произведем расчет среднего запаса на складе ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг.:
, (1)
где, Зср1 - средний запас за первый период;
Зн - запас на начало первого периода;
Зк - запас на конец первого периода.
Средний запас за несколько периодов определяется как средняя арифметическая из средних запасов за каждый из периодов:
, (2)
где Зсрп - средний запас за n - периодов.
Полученную тенденцию отразим на графике (рис. 6).
Рисунок 6 - Средний запас на складе ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., тыс. руб.
Таким образом, средние запасы в 2017 г. составили 11534 тыс. руб., в 2018 г. – 22200 тыс. руб., а в 2019 г. – 29587 тыс. руб. Запасы имеют тенденцию роста, что связано с расширением хозяйственной деятельности предприятия. В целом за рассматриваемый период средний запас ООО «Диджитал» равен 21107 тыс. руб.
2. Определим показатели оборачиваемости ООО «Диджитал». Скорость оборота запасов предприятия рассчитаем с помощью формулы (3):
, (3)
где О - товарооборот за период;
Зср - средний запас за период.
Отразим скорость оборота на гистограмме (рис. 7):
Рисунок 7 - Скорость оборота товарных запасов ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., обороты
Таким образом, в 2017 и 2019 гг. запасы сделали 3,2 оборота, а в 2018 г. в связи с затовариванием складов и низким спросом на продукцию предприятия скорость товарооборота ООО «Диджитал» упала до 3 оборотов.
Время обращения запасов рассчитаем с помощью формулы (4):
, (4)
где Зср - средние запасы за период;
t - число дней в периоде.
Таким образом, время обращения товаров предприятия в 2017 г. составило 80,8 дней, в 2018 г. – 95,6 дней, а в 2019 г. – 106,8 дней.
Скорость оборота рассчитаем по формуле (5):
, (5)
Таким образом, скорость оборота запасов предприятия в 2017 г. составила 114,1 дней, в 2018 г. – 121,7 дней, а в 2019 г. – 114,1 дней.
Отразим динамику времени обращения и скорости оборота на графике (рис. 8):
Рисунок 8 – Время обращения и скорость оборота запасов ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., дни
На основе рис. 7 и 8 следует отметить, что в результате существенного увеличения товарных запасов в 2019 г. время обращения составило 106,8 дней, но так как выручка предприятия в этом году возросла, то и скорость товарооборота была на высоком уровне, равной 114,1 дней.
3. Для расчета готовности поставщиков предприятия к поставке материалов в ООО «Диджитал» построим табл. 10, в которой укажем фактическое наличие заявленной номенклатуры материалов и суммарную годовую заявку по номенклатуре в количественном выражении.
Таблица 10 – Номенклатура поставки материалов в ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., ед.
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Фактическое наличие заявленной номенклатуры |
126254 |
25541 |
50985 |
Суммарная годовая заявка по номенклатуре |
127989 |
27623 |
52604 |
Готовность поставщиков к поставке материалов определим по формуле (6):
, (6)
где m - фактическое наличие заявленной номенклатуры товаров в количественном выражении;
М - суммарная годовая заявка по номенклатуре, в количественном выражении.
Для расчета готовности ООО «Диджитал» к поставке товаров потребителям построим табл. 11, в которой укажем фактическое наличие заявленной номенклатуры товаров и суммарную годовую заявку по номенклатуре в количественном выражении.
Таблица 11 – Номенклатура готовности поставки товаров в ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., ед.
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Фактическое наличие заявленной номенклатуры |
18547 |
42058 |
7054 |
Суммарная годовая заявка по номенклатуре |
20957 |
44757 |
7918 |
Готовность ООО «Диджитал» к поставке товаров определим по формуле (7):
, (7)
где m - фактическое наличие заявленной номенклатуры товаров в количественном выражении;
М - суммарная годовая заявка по номенклатуре, в количественном выражении.
Таким образом, в течение рассматриваемого периода готовность поставщиков ООО «Диджитал» была ниже годовой заявки, в результате чего, предприятие смогло выполнить свои обязательства по поставке товаров потребителям только в 2017 г., так как склады компании были затоварены и удалось заменить некоторые товарные позиции на аналогичные. В связи со сложившейся ситуацией руководству ООО «Диджитал» следует пересмотреть политику взаимодействия с поставщиками и/или найти новых поставщиков, а также разработать более гибкую логистическую систему поставок товаров своим потребителям, с целью сохранить постоянную клиентскую базу.
4. Для определения затрат на связный с запасами капитал (омертвленный в запасах капитал) воспользуемся формулой (8). Размер процентной ставки на капитал примем равной 15% (0,15).
, (8)
где tхр - период времени в течение которого хранится запас;
К - процентная ставка на капитал.
Таким образом, в хранимых запасах ООО «Диджитал» было заморожено в 2017 г. – 6315 тыс. руб., в 2018 г. – 12154 тыс. руб., в 2019 г. – 16199 тыс. руб.
5. Для оценки дисциплины поставок от поставщиков ООО «Диджитал» построим табл. 12, в которой отразим показатели, характеризующие ритмичность поставок. Периодичность поставок в ООО «Диджитал» регулируется в соответствии с графиком наиболее крупных заказов по заключенным договорам.
Таблица 12 – Сроки поставок материалов в ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., дней
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Фактические сроки поставок |
54 |
50 |
48 |
Сроки поставок по договору |
50 |
40 |
35 |
Периодичность поставок по договору, раз в год |
7,3 |
9,1 |
10,4 |
Выполнение планов по поставкам материалов, % |
92,6 |
80,0 |
72,9 |
Таким образом, дисциплина поставщиков по срокам поставок все ниже с каждым годом: с 92,6% в 2017 г. до 72,9% в 2019 г. Из-за срывов срок поставом материалов, ООО «Диджитал» не в состоянии во время выполнять все заказы, что неминуемо ведет к срывам выполнения заказов и работ.
Так как ООО «Диджитал» в большей части выполняет крупные заказы, сезонность на поставки запасов влияет не существенно. В летний период (июнь-июль месяцы) наблюдается задержка по поставке некоторых позиций запасов в размере 1-2% от договоров.
6. Определим распределение затрат на логистику (снабжение) в ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг. (табл. 13).
Таблица 13 – Затраты на логистику в ООО «Диджитал» в 2017-2019 гг., тыс. руб.
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Себестоимость |
43273 |
70770 |
61643 |
Затраты на логистику |
450 |
793 |
733 |
Доля затрат на логистику |
10,4 |
11,2 |
11,9 |
С помощью формулы (9) рассчитаем затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота:
, (9)
где Сл - затраты на логистику за период: затраты на содержание ОМТС + затраты на транспортировку и внутрихозяйственные перемещения материальных ресурсов;
О - товарооборот за период.
Таким образом, на 1 руб. товарооборота в 2017 г. приходилось 0,0087 руб. затрат на логистику, в 2018 г. – 0,0094 руб., а в 2019 г. – 0,0073 руб., что связано со снижением заинтересованности руководства предприятия в управлении складской логистикой в 2019 г.
© Анализ предприятия онлайн, 2009-2024
Индивидуальный предприниматель Семенов Андрей Геннадьевич
ОГРНИП 309631203300034
✔ Положение об обработке персональных данных
✔ Согласие на обработку персональных данных